Мой сайт
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кафка / Kafka (1991)

+

Название: Кафка
Оригинальное название: Kafka
Год выхода: 1991
Жанр:
притча, арт-хаус, экзистенциальная драма, драма
Режиссёр: Стивен Содерберг
В ролях: Джереми Айронс
, Тереза Расселл, Джоэл Грей, Иан Холм, Йерун Крабэ, Армин, Мюллер-Шталь, Алек Гиннесс, Брайан Гловер, Роберт Флеминг
Hilde Van Mieghem  
Описание:
В кафкианском пространстве Праги действуют безличные силы, сводящие Кафку с ума. Здесь он предстает в роли клерка и сочинителя, обреченного стать жертвой параноидального состояния...

 

О фильме:«Кафка»
— кинофильм Стивена Содерберга, основанный на жизни и творчестве Франца Кафки.
Просматривать рекомендуется детям от 13 лет и совместно с родителями.
Работник страховой компании Кафка (Джереми Айронс) ведёт тихую, спокойную жизнь. После исчезновения друга он становится членом подпольной организации, ответственной за взрывы по всему городу. Подпольщики ведут борьбу против секретной организации, контролирующей жизнь города. Кафке удается проникнуть в логово этой организации...
В сюжете отчетливо видны отсылки с биографии самого Кафки, переплетающиеся с сюжетом романа «Замок».
 


 

Одна из рецензий к фильму:
Картина, снятая по большей части в чёрно-белом изображении, буквально пропитана атмосферой произведений писателя, и сам он - главное действующее лицо. Действие происходит в Праге 1919 года, где работник страховой компании Франц Кафка (Айронс) ведёт тихую, незаметную жизнь, тщательно выполняя свои служебные обязанности (его даже повысили в должности) и занимаясь сочинительством "только для себя", хотя при повышении начальник и дал ему совет подыскать более атлетическое занятие. Тихая жизнь кончается, когда клерк начинает расследовать исчезновение свого друга (в конце ему сообщают, что он был убит из-за канцелярской ошибки - семье была послана компенсация на его смерть, ну и пришлось убить).
 
Усиливается его тревога и негласным арестом Габриэллы (Расселл), подозреваемой в анархизме. Паранойя, преследование и подавление обезличенной государственной машиной всего выходящего за рамки оттенков черно-белого, осколки, собранные из разных рассказов, "прочитаны" в кинематографе с таким мастерством, что не переходят черты комичности, не ограничиваясь, однако, рамками чисто психологического триллера. Мощная драма поставлена людьми, знавшими, что делают. Кафка говорит: "Я пытался описать кошмары, а вы построили его". Кратковременный переход в цветное изображение служит общей теме настолько органично, что это замечаешь, только когда герой возвращается в серый мир повседневной лжи и пишет отцу: "Я всегда думал, что лучше знать правду, чем жить в неведении". Даже небольшие роли сыграны с удивительной яркостью.



Доп. информация:
-Джереми Айронс в фильме пишет письмо отцу правой рукой, хотя Кафка был левшой.




Страна: США, Франция
Студия: Baltimore Pictures
Продолжительность: 01:34:19
Перевод: двухголосый (Профессиональный)

 

Кинофильм «Кафка», снятый ныне оскароносным режиссером Стивеном Соденбергом, хоть и вышел в 1991 году, имеет все характерные черты, дух классического нуара 1940-1950-х годов. Навеянная не только сюжетными поворотами, но и самой картинкой, снятой по большей части в черно-белых тонах, атмосфера пессимизма и недоверия, разочарования и сомнений как нельзя точно передает мироощущение писателя.
 


При первом же знакомстве с главным героем, роль которого исполнил Джейреми Айронс, мы видим обыденную, «незаметную» жизнь Кафки, большую часть которой занимает работа в страховом агенстве на одном месте вот уже в течение 9 лет. Пропажа и смерть друга Эдуарда Робана становится отправной точкой к началу некоего расследования и приобщению к тайному обществу анархистов, членом которого был и пропавший. В ходе развития сюжета мы узнаем о противостоянии двух сил, ведущих во многом неравную борьбу – «сил замка» и тайного общества (а вместе с ним и обычных людей).

Столкновение заключается в различии мироощущения представителей разных социальных слоев, в борьбе абсолютно разных философских подходов к осмыслению ценности жизни человека. Мир Кафки отчетливо разделился на «они» и «мы». К ядру первой группы относится сам таинственный замок, начальство в страховом агенстве, блюстители порядка, ассистенты Кафки, отличающиеся своим странным поведением, а те, кто не могут смириться с происходящим, включая самого писателя, сами того не подозревая, становятся во главе второй группы.
 

 
Оставаясь на свободе, Франц Кафка находится под постоянным надзором (аналогия с героем романа «Процесс» Йозефом). Всяческие намеки и скрытые угрозы уже не кажутся симптомом сильно развитого воображения, ведь это та страшная реальность, в которой людей, что в самом Замке, что на мрачных улицах Праги или на крыше, где собирались члены тайного общества, одного за другим лишают жизни, словно это какой-то конвейер. Кафка говорит: «Я пытался описать кошмар, а вы построили его», «Безликая серая масса? Безликость? Но у него (показывая на человека со вскрытой черепной коробкой) есть лицо!». Однако тем, кто жаждет власти, необходима эта безликость, эта толпа, потому что так легче внушать что-либо и управлять людьми.

Конечно, этот мистицизм, жуткая, но в то же время загадочная история об операциях, проводимых в Замке, не более, чем авторский взгляд, метафора, искусно созданная режиссером. Замок – воплощение зла, то, с чем боролся Кафка, чего боялся, но что так привлекало его и не отпускало. Замок – это и внешний враг, и внутренний. Это и страхи, имеющие материальное воплощение, и вечная внутренняя борьба Кафки с самим собой.

 


Многогранность идеи создателей фильма велика, отсюда и несколько конфликтов в данном произведении кинематографического искусства. Здесь можно проследить также и черты антипрогрессизма, ведь научный подход и использование новейших технических средств становятся орудием пыток и антигуманных экспериментов в погоне за грязной целью. Кафка говорит: «Вы не хотите, чтобы люди отличались друг от друга, но вы никогда не сможете добраться до души с помощью микроскопа».

Создатели фильма «Кафка» включили в сюжет мотивы сразу двух неоконченных романов писателя – «Замок» и «Процесс». Аллюзии на эти произведения весьма ощутимы, и в контексте фильма это воспринимается как зарождение у Кафки идеи и темы будущих романов. Пространство Праги, где живёт Кафка, намеренно подаётся в чёрно-белом изображении. При переходе в Замок мрачная чёрно-белая палитра действительности сменятся на цветную, но лишь для того, чтобы нагляднее выразить гамму тревожных мыслей и нехороших предчувствий героя фильма.

 

 
Без сомнения, это авторское кино, не рассчитанное на широкую аудиторию, ведь форма, сюжет, диалоги мало привлекают зрителя. И даже в этом есть некая связь с писателем, ведь и произведения Франца Кафки, по моему мнению, также относятся к элитарному искусству. «Кафка» не является документальной, точной биографической лентой; это жизнеописание, заключенное в рамки художественного восприятия и представлений режиссера. И это жизнеописание, укладываясь в полуторачасовой хронометраж и включая в себя не только реальные факты, но и отсылки к одним из знаковых произведений писателя («Замок», «Процесс», «Превращение), помогает понять (или хотя бы попытаться) мировосприятие Франца Кафки.

Очень неоднозначный фильм, вызвавший споры и расколы в стане поклонников писателя, режиссера и исполнителя главной роли. «Кафкианцы» ждали биографии, а получили фантастический боевик. Режиссер Стивен Содерберг так долго доделывал картину, а потом боролся за авторские права, что невольно возникает вопрос: «Насколько конечный вариант истории близок к задуманному изначально?». Фанаты Джереми Айронса хотя и не могли не заменить, что актер в образе Кафки - нервно-утончённый красавец с выразительным смятением в глазах, но предпочитают не упоминать об этой, провалившейся в прокате, работе.
 


А ведь фильм – хорош. И его главный плюс – важнейший вопрос соответствия автора созданному им миру и ответственности за книжные миры и населяющих их героев. И хотя в сценарии есть явные намеки на роман «Замок», главным источником вдохновения сценариста Лема Доббса стало «Письмо к отцу», в котором Кафка пытался ответить на волнующие его вопросы бытия и найти источник ощущения тотального одиночества.
По Содербергу, замкнутый клерк страховой компании Кафка однажды замечает исчезновение своего коллеги. Скоро он втягивается в противостояние некой террористической группы и еще более тайной организации, которая управляется из возвышающегося над городом Замка.

 


Толпой управлять просто, так как у толпы всегда есть объединяющая цель. Индивидуальность подчинить сложнее. Над созданием управляемых и послушных личностей без личности и трудятся в Замке безумные ученые. Получается, романтики, вроде Кафки, придумывает страшные миры, а практики их претворяют в действительность.
Именно в письме отцу реальный Франц Кафка пытался разобраться с источниками раздвоенности своего характера. Но мать так и не доставила письмо адресату, вернув его автору. Примирения, о котором так мечтал Франц, не наступило.
8 из 10

 

  

 

После просмотра в моей голове появилась четкая ассоциация с фильмом Ларса фон Триера 'Европа', выпущенным, как ни странно, тоже в 1991 году.

Загадочный главный герой, запутанная и абсурдная история, психологическое напряжение во время просмотра, операторская работа - эти моменты в обоих фильмах сходны. Хотя это вовсе не значит, что фильмы идентичны.

Европа - один из немногих фильмов, оцененных мною в 10 баллов, и конечно я была в восторге от непередаваемого ощущения в процессе просмотра, интриги и, безусловно, главного героя - такого нерешительного и таинственного.
Главный вопрос, вытекающий из этого сравнения - почему Триер за Европу получил 3 Пальмовых ветви, а Содерберг за Кафку - ничего?
Впрочем, я не об этом.
В который раз убеждаюсь может и не в гениальности, но в удивительной харизме Джереми Айронса. Визуальный ряд картины завораживает, ночная Прага потрясающе гармонирует с мистическим сюжетом; герои картины, все до единого - идеально, как говорится, не добавить не прибавить.
К слову, немалый страх поселил во мне неизвестный кричащий псих с изувеченным лицом.
По поводу параллели с фильмом Бразилия я категорически несогласна. Если в них и есть что то схожее - это идея антиутопии, но впечатления эти два фильма оставляют кардинально разные.
Не думаю, что эта картина из разряда тех, что обязательны к просмотру, далеко не каждый оценит её по достоинству. И уж точно поклонников Оушена ждет огромный сюрприз, хороший или плохой - зависит от знакомства с миром кинематографа и индивидуальных предпочтений.

На мой вкус - это потрясающая картина, после полутора часов просмотра получите визуальное наслаждение как минимум, как максимум - увидите непризнанный шедевр психологического жанра.
10 из 10

Я о Содерберге не очень высокого мнения - слишком эклектичен, но вот 'Кафка', как ни крути, авторское и очень стильное кино. Прекрасные городские съемки в Праге с неизбежными Карловым мостом, Пражским Градом и Градчанами. Промытые черно-белые кадры, порой с постановкой углом камеры. Запоминающийся неувядаемый Джоэль Грей, безумный прокаженный, прекрасная Тереза Рассел. Айронс мало похож на своего персонажа - как минимум повыше его на две головы, но нервная пластика актера, его астеничность пришлись как никуда лучше. Нельзя сказать, что сюжет сильнее нежели ряд фактурно поставленных сцен навроде визита героя в Замок или его же побега от прокаженного. Стилистика страшной сказки выдержана последовательно и достойно, и все же мне составные части фильма показались интереснее его в целом. Ощущение искусственности, скрипа авторского механизма не покидало во время просмотра. Интересно было, как именно сделано, то есть механически-организационная часть фильма, а отвлечься от киноусловностей, воспринять рассказанную историю как экзистенциальный опыт, что-то личное и близкое у меня не получилось
7 из 10

 

 

Вход на сайт

Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024uCoz